Китайский “пояс” превратился в удушающий ремень

Мировые новости

Отсутствие Украины на картах китайского проекта “Один пояс, один путь” взволновало часть прогрессивной украинской общественности. Как демонстрирует свежий опыт Пакистана, то, что нас там нет, — к лучшему.

После появления в The Economist парочки статей, посвященных экспансионистским планам Поднебесной, и публикации, посвященной им карты, в украинском сегменте Facebook начались истерики на тему “Уникальное транзитное положение Украины никому не нужно. Никто не хочет иметь дело с таким слабым государством” (хотя как показывает внимательное изучение карты, Украина, как минимум, в одном из китайских проектов — сухопутном маршруте “Шелкового пути” — участвует).

Вот один из примеров подобного эпистолярного творчества в Facebook:

“Реализация беспрецедентного по своим масштабам китайского проекта “One belt — one road” должна зафиксировать экономическое лидерство Поднебесной и придать мощный импульс тем странам, который будут вовлечены в проект.

Однако, на схеме видно, что все морские, железнодорожные, автомобильные, газо- и нефтепроводные пути аккуратно обходят Украину, несмотря на ее уникальное транзитное расположение, которым так любят гордиться наши политики и экономисты .

Почему? Ответ простой: Украина — страна со слабой государственностью, неясными перспективами, которая перепортила отношения почти со всеми соседями и поэтому иметь дело с ней рискованно. А китайскую элиту всегда отличали два качества: осторожность и реализм в долгосрочном планировании. Китай мало обращает внимание на идеологические ценности, за которые так доктринерски цепляется Запад, а старается воспринимать мир во всем разнообразии его политических форм, лишь бы они были стабильны.

Украина, действительно, имеет уникальное географическое расположение, но не в состоянии реализовать этот потенциал из-за своей неспособности установить стабильный политический режим в стране. Как остроумно сказал про Украину один мой знакомый немецкий гроссмейстер: Недостаточно СЧИТАТЬСЯ сильным шахматистом, надо еще уметь хорошо играть в шахматы”.

Недостаточно заявить что украинцы это европейский народ, надо еще стать европейским народом. А между первым и вторым может быть непреодолимая дистанция.”

Не будем спорить по поводу импотенции cуществующего режима. Однако, это совершенно не повод пускать сопли пузырями по поводу китайских инициатив. Скорее наоборот — украинским налогоплательщикам стоит перекреститься, что Украина оказалась в стороне хотя бы части из них.

В прошлом году “УкрРудПром” рассказывал, как “Нафтогаз Украины” чуть не взял 3 656 миллионов долларов у Банка развития КНР. И чем закончился для госбюджета кейс “Лисичанскугля” (Луганская область), который в 2011 году в отличие от “Нафтогаза” таки получил у China Development Bank под гарантии правительства Украины 85 млн долларов для переоборудования и модернизации Шахты имени Мельникова одной из китайских госкорпораций.

Так вот — это все цветочки. Как выглядят здесь ягодки можно понять из примера Пакистана, который сегодня не может обслуживать кредиты на мегапроекты для “Шелкового пути” и просит у МВФ срочной помощи.

А теперь — более подробно об этой “истории успеха”. Строительство первого метро в Пакистане Orange Line с кондиционируемыми поездами должно было стать одним из первых успехов Китая в его стремлении превратиться в более влиятельную, чем США, силу в регионе. А сам Пакистан, куда Китай инвестирует 62 млрд долларов, включая один из первых проектов, теперь уже почти законченное эстакадное метро в Лахоре стоимостью 2 млрд долларов, мог стать образцом реализации глобальной инфраструктурной программы Пекина.

Проекты реализуются в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC) — части “Экономического пояса Шелкового пути”, одной из двух составляющих проекта “Один пояс, один путь”. Последний охватывает около 70 стран, по масштабам его порой сравнивают с планом Маршалла по восстановлению послевоенной Европы. Построив сеть портов, железных и автомобильных дорог, трубопроводов и электростанций для обеспечения работы инфраструктуры, Китай намерен открыть новые торговые маршруты, связывающие Азию с Западом, обеспечить бизнесом свои компании и усилить стратегическое влияние.

Однако Orange Line и другие пакистанские проекты стали символом неожиданных проблем, которые сталкивают Китай с движения по новому Шелковому пути. Пакистан стоит на пороге долгового кризиса, вызванного отчасти ростом китайских кредитов и импорта китайского оборудования и материалов для проектов, подобных Orange Line, что привело к значительному увеличению дефицита счета текущих операций и истощению валютных резервов. По словам пакистанских чиновников, стране, по всей видимости, придется обращаться за помощью к МВФ, который в обмен потребует сократить заимствования и госрасходы, что заставит Исламабад частично свернуть программу CPEC.

Это ставит Китай в неудобное положение. “Фактически Запад будет спасать” Пакистан от кризиса, говорит Эндрю Смолл, эксперт по китайско-пакистанским отношениям из вашингтонского German Marshall Fund: “Если в финансовом отношении все завершится для Пакистана таким образом, это будет своеобразная черная метка всему “Поясу и пути”. Кроме того, США, как крупнейший донор МВФ, теперь сможет гораздо сильнее влиять на политику Исламабада в отношении китайских проектов. В общем, с чем боролись — на то и напоролись.

Впрочем, у Пакистана есть альтернативный вариант: пойти по пути Шри-Ланки, которая задолжав Китаю 8 млрд долларов, фактически начала торговать своей стратегической инфраструктурой. В декабре прошлого года эта страна официально передала Поднебесной в аренду сроком на 99 лет глубоководный порт Хамбантота на своем южном побережье. Эта сделка вызвала шок среди государств региона, посколько серьезно меняет баланс сил в Индийском океане в пользу Китая.

По сути, это наглядный пример того, что далеко не каждый инвестор с деньгами и амбициями может быть полезен Украине. Тем более, когда его проекты построены, в первую очередь, не на экономических расчетах, а больше исходят из задач внутренней пропаганды и внешней гегемонии.

ukrrudprom.ua

13 comments

  • Everything is very open with a clear explanation of the issues.
    It was really informative. Your website is very helpful. Thanks for sharing!

  • I absolutely love your blog and find many of your post’s to
    be exactly what I’m looking for. Do you offer guest writers to
    write content in your case? I wouldn’t mind composing a post or elaborating on many of the subjects you write
    with regards to here. Again, awesome web site!

  • When I initially commented I clicked the «Notify me when new comments are added» checkbox
    and now each time a comment is added I get four emails with the same comment.
    Is there any way you can remove people from
    that service? Thanks a lot!

  • Whats up are using WordPress for your site platform? I’m new to
    the blog world but I’m trying to get started and set up my own. Do you need any coding knowledge to make your own blog?
    Any help would be really appreciated!

  • My brother suggested I might like this website. He was entirely right.
    This post actually made my day. You can not imagine simply how much time I had
    spent for this information! Thanks!

  • It is perfect time to make some plans for the future and it is time to be happy.

    I’ve read this put up and if I could I want to
    suggest you few fascinating things or advice.
    Perhaps you could write next articles relating to this article.
    I want to read more issues approximately it!

Добавить комментарий